БОНИФАЦИЙ (Bonifacius) (680-754) - монах-бенедиктинец, с именем которого связана проповедь христианства и устроение Церкви в германских землях ("апостол Германии"); архиепископ. Из знатного англосаксонского рода, первоначальное имя - Винфрид. Убит язычниками во время проповеди во Фрисландии. Память в Католической церкви 5 июня.
бонифаций (bonifatius)
Большой энциклопедический словарь
БОНИФАЦИЙ I (Bonifatius) (ум. в 422) - святой, папа Римский с 418. Был пресвитером в Риме; избран частью римского духовенства одновременно с антипапой Евлалием, занял кафедру только в 419, когда Евлалий был изгнан императором Гонорием. Противодействовал попыткам императора Феодосия II подчинить Фессалоники и Иллирию константинопольскому патриарху; осудил пелагианство. Память в Католической церкви 4 сентября.
Полезные сервисы
бонифаций (апостол)
Энциклопедический словарь
БОНИФАЦИЙ (апостол) - БОНИФА́ЦИЙ (Bonifacius) (680-754), монах-бенедиктинец, с именем которого связана проповедь христианства и устроение Церкви в германских землях («апостол Германии»); архиепископ. Из знатного англосаксонского рода, первоначальное имя - Винфрид. Убит язычниками во время проповеди во Фрисландии. Память в Католической церкви 5 июня.
Полезные сервисы
бонифаций i
Энциклопедический словарь
БОНИФАЦИЙ I - БОНИФА́ЦИЙ I (Bonifatius) (ум. в 422), святой, папа Римский с 418. Был пресвитером в Риме; избран частью римского духовенства одновременно с антипапой Евлалием, занял кафедру только в 419, после изгнания Евлалия императором Гонорием (см. ГОНОРИЙ (император)). Противодействовал попыткам императора Феодосия II (см. ФЕОДОСИЙ II Младший) подчинить Фессалоники и Иллирию константинопольскому патриарху; осудил пелагианство (см. ПЕЛАГИАНСТВО). Память в Католической церкви 4 сентября.
Полезные сервисы
бонифаций ii (папа)
Энциклопедический словарь
БОНИФАЦИЙ II (папа) - БОНИФА́ЦИЙ II (ум. 532), папа Римский с 530. Происходил из готов. Боролся с полупелагианской ересью (см. ПЕЛАГИАНСТВО) .
Полезные сервисы
бонифаций iii (папа)
Энциклопедический словарь
БОНИФАЦИЙ III (папа) - БОНИФА́ЦИЙ III (ум. 607), папа Римский в 607. Был легатом папы Григория I Святого (см. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ) на соборе 603 в Константинополе, где отстаивал верховенство папы над всей Церковью.
Полезные сервисы
бонифаций iv святой
Энциклопедический словарь
БОНИФАЦИЙ IV Святой - БОНИФА́ЦИЙ IV Святой (ум. 615), папа Римский с 608. Боролся с несторианами (см. НЕСТОРИАНСТВО) , восстанавливал и строил римские церкви.
Полезные сервисы
бонифаций ix (папа)
Энциклопедический словарь
БОНИФАЦИЙ IX (папа) - БОНИФА́ЦИЙ IX (в миру Пьетро Томачелли) (ок. 1355-1404), папа Римский с 1389. Второй из пап, правивших в Риме во время Великого раскола (см. ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ) .
Полезные сервисы
бонифаций v (папа)
бонифаций vi (папа)
бонифаций vii (папа)
Энциклопедический словарь
БОНИФАЦИЙ VII (папа) - БОНИФА́ЦИЙ VII (ум. 985), папа Римский (антипапа) в июне-июле 974 и 984-985. Был ставленником влиятельной фамилии Кресченти, приказал убить своего предшественника, Бенедикта VI (см. БЕНЕДИКТ VI (папа)). Смещен Оттоном II (см. ОТТОН II) , после его смерти вновь восстановлен Кресченти.
Полезные сервисы
бонифаций viii
Энциклопедический словарь
Бонифаций VIII (около 1235 - 1303), римский папа с 1294. Притязал на верховенство над светскими государями. Потерпел поражение в борьбе с французским королём Филиппом IV. Ввёл в 1300 празднование юбилейных годов.
* * *
БОНИФАЦИЙ VIII - БОНИФА́ЦИЙ VIII (Bonifacius) (в миру Бенедетто Каэтани, Caetani) (ок. 1235, Ананьи - 11 октября 1303, Рим), папа римский (понтификат 1294-1303). Сторонник церковной супрематии, способствовал усилению светской власти церкви, внес вклад в развитие теократической доктрины. Следствием его политики стала резкая конфронтация с французским королевским домом, которая привела к так называемому авиньонскому пленению пап (см. АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП), на период которого папство стало орудием политики французских королей и утратило значение самостоятельной силы.
Будущий папа происходил из древнего и благородного рода, владевшего землями в округе Рима и стремившегося играть большую роль в самом Риме. Изучал церковное право в Болонье и еще совсем молодым занимал важные должности в правительстве Папской области. Будучи кардиналом, Каэтани сумел оказать серьезное влияние на папу Целестина V (см. ЦЕЛЕСТИН V). Именно под влиянием кардинала Каэтани произошло отречение Целестина, мечтавшего вновь обрести покой монаха-отшельника. Однако Каэтани жестоко обманул своего предшественника: Целестин V окончил жизнь узником в местечке Ананьи, являвшемся вотчиной Каэтани. Взойдя на престол под Рождество 1294, Бонифаций VIII - полная противоположность предшественнику - стал бороться за усиление политической роли папства.
С этой целью Бонифаций начал сложную игру с Анжуйской династией (см. АНЖУЙСКАЯ ДИНАСТИЯ) и Валуа (см. ВАЛУА), пытаясь посеять рознь среди Капетингов (см. КАПЕТИНГИ). В самой Италии Бонифаций прославился своим непотизмом (см. НЕПОТИЗМ). По словам анонимного хрониста, «что ни год, то очередной Каэтани получал важный пост в церкви». Представители рода Каэтани скупали владения не только в округе Рима, но и в самом городе, потеснив несколько древних римских родов (Аннибальди и Колонна (см. КОЛОННА (римский род))). Колонна первоначально поддерживали избрание Бонифация, но сразу после интронизации между бывшими союзниками произошел конфликт, который вылился в настоящую войну. Колонна напали на папский кортеж на пути между Римом и Ананьи и разграбили папскую сокровищницу. В ответ папа взял несколько замков своих врагов, крупнейший из которых, Палестрина, был стерт с лица земли.
Эта война ослабила позиции папы в Риме, он не мог успешно соперничать в разгоревшемся противоборстве с французским королем Филиппом IV (см. ФИЛИПП IV Красивый). Резкий протест папы вызвали попытки короля обложить поборами французское духовенство и ордена, действовавшие на территории Франции. С момента провозглашения буллы «Clericis laicos» (1296) началась открытая борьба властителя церкви за признание теократического идеала государями христианского мира. В булле («Unam Sanctam», 1302) Бонифаций отстаивал превосходство церкви, единственной главой которой являлся папа, и разрабатывал доктрину «двух мечей» о спиритуальной (духовной) и темпоральной (светской ) власти, в том смысле, что христианские государи владеют мечом светской власти лишь с согласия и по милости римского первосвященника. Все верующие, в том числе и правители, подчиняются папе по причине греха. Духовная власть, воплощаемая папством, является судьей для любой светской власти и правителя, сама же не дает отчет никому, кроме Христа. Как указывалось в заключительной части буллы, для спасения каждого человеческого существа необходимо признание им верховной власти наместника Св. Петра.
Французский король Филипп IV - один из могущественнейших государей своего времени - резко воспротивился тому, чтобы признать свое право на власть лишь уступкой Церкви. Это право, таким образом, не могло быть неотъемлемым «по причине греха», как указывал в своих разъяснениях папа. Тем самым создавалась предпосылка узурпации светской власти любого правителя со стороны наместника св. Петра, и французский король не мог не почувствовать прямую угрозу в теоретических рассуждениях буллы.
Филипп IV сумел нанести папе сокрушительный удар, использовав недовольство Бонифацием в Италии. Француз Гийом Ногарэ, неблагородного происхождения, но приближенный к королю вместе с главным врагом папы в Италии Шиара Колонна, силой проникли в папскую резиденцию в Ананьи и, подвергнув оскорблениям, арестовали Бонифация. Жители Ананьи поднялись против дерзких захватчиков и освободили понтифика. Но папа был морально уничтожен случившимся и через месяц после пережитого унижения скончался.
Бонифацию VIII принадлежит первенство в установлении так называемых «юбилеев» (с 1300), во время которых в Рим стекалось до 300 тысяч паломников, производилось отпущение грехов и канонизация святых. Обладая хорошей юридической подготовкой, папа внес значительный вклад в развитие идей средневековой теократии. В самой церкви проводил взвешенную политику в отношении нищенствующих орденов, ограничивая их свободу.
Большой энциклопедический словарь
БОНИФАЦИЙ VIII (Bonifacius VIII) (ок. 1235-1303) - римский папа с 1294. Притязал на верховенство над светскими государями. Потерпел поражение в борьбе с французским королем Филиппом IV. Ввел в 1300 празднование юбилейных годов.
Полезные сервисы
бонифаций монферратский
Энциклопедический словарь
БОНИФАЦИЙ МОНФЕРРАТСКИЙ - БОНИФА́ЦИЙ Монферратский (Boniface de Montferrat) (1150-1207), один из предводителей Четвертого крестового похода (см. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ) (1202-1204).
Официально являлся главнокомандующим крестоносцев во время 4-го похода на Восток. Он состоял в родстве с французским королем Филиппом II Августом (см. ФИЛИПП II Август) и германским императором Филиппом Швабским, приходясь кузеном первому и дядей второму. Благодаря связям с крупнейшими европейскими королевскими домами Бонифаций Монферратский пользовался большим влиянием. Известно, что он привлек в ряды крестоносцев большой отряд, включавший в себя как рыцарей из Северной Италии, так и представителей французского и немецкого дворянства.
Именно к Бонифацию Монферратскому обратился за помощью византийский царевич Алексей, сын низложенного и ослепленного императора Исаака Ангела. Он просил поддержки в борьбе против своего дяди-узурпатора. Бонифаций Монферратский был одним из самых убежденных сторонников восстановления Исаака Ангела и царевича Алексея на Константинопольском престоле. Он принял царевича под свое покровительство, когда тот присоединился к войску крестоносцев; он же вел переговоры с царевичем о размере вознаграждения за участие крестоносцев в походе против византийского узурпатора.
Для перевозки войск на Восток Бонифаций Монферратский нанял венецианский флот, предварительно договорившись с венецианцами о разделе будущих трофеев. В качестве платы за перевоз крестоносцы взяли для венецианцев город Зару (ныне Задар, Хорватия), штурмом которого руководил сам Бонифаций.
В 1203 император Исаак Ангел был восстановлен на престоле, а царевич Алексей стал его соправителем. Бонифаций Монферратский непосредственно участвовал в походах Алексея, оказав ему тем самым содействие в «собирании земель» и консолидации территории империи.
Однако вскоре между Бонифацием Монферратским, а также другими предводителями крестоносцев и Алексеем начались раздоры в связи с тем, что Алексей был не в состоянии выполнить свои обещания и выплатить крестоносцам обещанное вознаграждение. Вражда между императором и призванными им рыцарями, а также византийские придворные интриги привели к свержению Алексея с престола (Исаак к тому времени уже умер). Константинополь был вскоре повторно захвачен войсками Бонифация Монферратского и подвергся разрушению и разграблению (1204).
На завоеванных византийских территориях в Греции и Малой Азии образовалась Латинская Империя - государство крестоносцев на Востоке. В связи с появлением нового государства возникла необходимость выбрать императора из числа руководителей похода. Являясь главнокомандующим, Бонифаций Монферратский уже потому мог считаться первым кандидатом на императорский трон. Однако во время переговоров о выборах императора среди знати разгорелись бурные споры, причем особо яростными соперниками наряду с другими претендентами выступили Бодуэн Фландрский и Бонифаций Монферратский.
Бодуэн был весьма популярен в войсках и зарекомендовал себя как сеньор, обладавший большим влиянием. К тому же его поддержали венецианцы, опасавшиеся, что если Бонифаций Монферратский будет избран императором, то его позиции в Италии (в Ломбардии, поблизости от Венеции) также значительно усилятся.
Императором был избран Бодуэн, Бонифаций Монферратский уступил ему трон, заключив соглашение о получении во владение Фессалоникийского королевства, находившегося на территории Западной Македонии и южной части Греции.
Бодуэн не сразу передал Бонифацию Монферратскому эти владения, что вызвало распрю между императором и Бонифацием. Последнему, однако, удалось взять верх в этом противостоянии и завладеть Салониками. Он сумел привлечь на свою сторону греков, что и помогло ему добиться своей цели.
Супругой Бонифация Монферратского была к тому времени вдова Исаака Ангела Мария. Согласно византийским хроникам, чтобы получить поддержку греков, Бонифаций Монферратский объявил им, что провозгласит императором юного сына Марии и Исаака Ангела. Добившись обладания Салониками, Бонифаций отступился от своего обещания грекам, примирился с Бодуэном и принес ему вассальную присягу уже в качестве короля Фессалоникийского. Пока данное перемирие не было заключено, распри между обоими предводителями крестоносного воинства достигали весьма сильного накала. Дело шло к открытой войне двух феодальных группировок, причем оба их главаря словно не замечали опасности, угрожавшей им со стороны болгар. Царь Калоян (см. КАЛОЯН), вероятно, был в курсе этих событий, и междоусобица Бонифация Монферратского и Бодуэна позволила ему именно в это время предпринять энергичное наступление у границ Латинской империи. Стычки с болгарами продолжались в течение нескольких лет. В одной из них Бонифаций Монферратский, уже примирившийся с императором империи, был смертельно ранен.
Известно, что унаследовавший трон брат Бодуэна незадолго до гибели Бонифация Монферратского женился на его дочери.